Опыт 3
Цель.
Показать, что при сжимании комочка
земли из него как бы «уходит» воздух.
(Проводится как дополнительный к
предыдущему.)
Оборудование
и материалы.
Образцы почвы — комочки рыхлой,
влажной земли (на каждого ребенка).
Проведение
опыта.
Раздайте детям комочки земли. Пусть
они рассмотрят их и запомнят, как они
выглядят. Обратите их внимание на то,
что внутри комочков есть «пустые места»
— там и «прячется» воздух. Затем
предложите сжать комочек земли в
руке. Что с ним произошло? Каким он
стал? Он увеличился или уменьшился?
Почему уменьшился? Комочек стал
меньше, потому что «пустых мест»
между частичками земли стало меньше,
они «прижались» друг к другу, а
воздух «ушел»: для него не осталось
места. Точно так же под тяжестью
нашего тела сжимается земля на
тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
После
проведения опыта задайте вопросы.
•
В лесах, парках, скверах много
тропинок. Где можно обнаружить
больше живых существ — в земле под
тропинками или на участках, которые
люди не посещают? Почему?
•
Что произойдет с подземными жителями,
если люди в лесу будут ходить не по
тропинкам, а всюду, где им захочется?
•
На газонах можно увидеть таблички,
призывающие не ходить по ним, но люди
часто не внимают этим призывам. Что
происходит с подземными жителями,
обитающими в этих местах?
Выслушайте
предположения детей (они должны
основываться на осмыслении
результатов проведенных опытов) и
обобщите их: чем больше мест в лесу, в
парке будут вытаптывать люди, тем
меньше подземных жителей там
останется. На некоторых участках они
вообще могут исчезнуть, что и
происходит сейчас во многих местах
отдыха.
Задача
педагога — подвести детей к выводу о
необходимости экологически
грамотного поведения в лесу, парке:
желательно
ходить по дорожкам, стараться не
топтать все вокруг; тем самым можно
сберечь «дома» и даже жизнь многих
подземных обитателей. Хорошо, если
дети сами придумают правила и
отображающие их знаки-символы.
Опыт 4
Цель.
Показать, как происходит загрязнение
почвы; обсудить возможные
последствия этого.
Оборудование
и материалы.
Две стеклянные банки с почвенными
образцами и две прозрачные емкости с
водой; в одной — чистая вода, в другой
— грязная (раствор стирального
порошка или мыла, чтобы хорошо была
видна пена).
Проведение
опыта.
Предложите детям рассмотреть воду в
обеих емкостях. Чем они отличаются?
Скажите, что в одной чистая дождевая
вода; в другой грязная вода, которая
осталась после стирки. Такую воду в
домашних условиях мы выливаем в
раковину, а за городом просто выплескиваем
на землю. Предложите детям высказать
свои гипотезы: что будет с землей,
если ее полить чистой водой? А если
грязной? Полейте почву в одной банке
чистой водой, в другой — грязной. Что
изменилось? В первой банке почва
стала влажной, но осталась чистой:
она сможет напоить дерево, травинку.
А во второй банке? Почва стала не
только влажной, но и грязной:
появились мыльные пузыри, потеки.
Поставьте банки рядом и предложите
сравнить образцы почв после полива.
Задайте детям следующие вопросы.
•
Если бы они были на месте дождевого
червяка или крота, какую бы почву
выбрали для своего дома?
•
Что бы они почувствовали, если бы им
пришлось жить в грязной земле?
•
Что бы они подумали о людях, которые
загрязнили почву? О чем попросили бы
их, если бы умели говорить?
•
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода
попадает в почву?
Сделайте
вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая
вода» (она попадает в землю вместе с
дождем, талым снегом; она поит
растения, животных), но есть и «мертвая»
вода — грязная (когда она попадает в
почву, подземным жителям приходится
худо: они могут заболеть и даже
погибнуть). Откуда берется «мертвая»
вода? Она стекает по заводским трубам,
попадает в землю после мойки
автомобилей (покажите соответствующие
иллюстрации или на прогулке отыщите
такие места в ближайшем окружении,
естественно, не забывая о правилах
безопасности). Во многих местах на
нашей планете земля-почва
загрязняется, «болеет» и уже не может
кормить-поить растения чистой водой,
и животные не могут жить в такой
почве. Что из этого следует? Нам
необходимо бережно относиться к
Подземному царству, стараться
сделать так, чтобы в нем всегда было
чисто. В заключение обсудите, что
могут для этого сделать дети (каждый
из них), их родители, воспитатели.
Расскажите о том, что в некоторых
странах научились «лечить» почву —
очищать ее от грязи.
Работа на
приусадебном участке
Во
время работы на огороде обратите
внимание детей на то, что семена
растений сажают в почву, потому что
именно она будет давать им воду и
пищу.
Задайте
детям вопросы.
•
Какая на грядках земля: песчаная,
глинистая?
•
Есть ли в ней комочки? Какого они
размера? На что похожи?
•
Чем пахнет земля? Всегда ли она
пахнет одинаково?
•
Когда она бывает влажной, а когда —
сухой?
•
Много ли воздуха в этой почве?
•
Для чего ее надо периодически
рыхлить?
Используйте
любую возможность обратить внимание
на уничтожение кротов . Не забывайте
о надлежащем к ним отношении:
если
решили кого-нибудь рассмотреть (жучка,
червяка), обязательно затем верните
на прежнее место.
Очень
часто у педагогов возникает вопрос:
как относиться к кроту? Как
относиться к уничтожению кротов? Его
по традиции считают «вредителем».
Помните? «Роет землю старый крот,
разоряет огород». Подобные вопросы
задают и дети. Но, во-первых, крот —
насекомоядное животное, в огороде он
поедает личинок жуков, которых мы
считаем «вредными»; во-вторых (и это
главное!), с позиций экологии в
природе нет вредных и полезных.
Каждый живой организм выполняет свою
роль, в том числе и крот. (Если же вы
все-таки считаете, что кроту не место
на вашем участке, постарайтесь его
поймать и выпустить где-нибудь на
опушке леса или парка. Причем сделать
это желательно вместе с детьми.) Если
вы всерьез занимаетесь
экологическим воспитанием, то используйте
кротовины в уничтожение
кротов качестве объектов
экологической тропы.
уничтожение
кротов |